Белый Андрей - Памяти Александра Блока
Андрей Белый
"Памяти Александра Блока"
Андрей Белый Иванов-Разумник Штейнберг
ПЕТЕРБУРГ-1922
LXXXIII
открытое заседание Вольной Философской Ассоциации
28 августа 1921,
Андрей Белый.
Открываю заседание, посвященное памяти Александра Але-ксандровича Блока.
Россия потеряла своего любимого поэта, который был тесно сплетен с нею.
Современность потеряла своего наиболее чуткого сына. Вольная Философская
Ассоциация-своего основателя, члена Совета, неизменно духом
присутствовавшего среди нас. Многие потеряли друга...
Почтим память покойного вставанием.
Что есть память?
Когда в важные минуты мы собираемся вместе,-мы собираемся не для
словесности; не спорить, обмениваться отвлеченными взглядами мы
собираемся; мы собираемся для какого-то совместного дела: нечто
со-пережить, чтобы со-переживание это в нас отложилось, как жизненное
решение.
Что значит со-мыслить, со-чувствовать, со-волить? Это значит прийти к
какому-то смыслу; в сочувствиях прийти к организующему началу чувства, иль
к любви; любовью найти начало совместного действия (или содействия) воли:
соединить наши импульсы, чувства и мысли, как узнания наших переживании в
со-знаний. Со-знание-действительность нами творимая-результат действия
мысли, воли и чувства; дей-ствительность-действительна
(Wirklichkeit-wirken); это есть памятник, память, культура.
Поэты всегда индивидуумы особого рода: они всегда выражение какого-то
интер-индивидуала (не мое выражение), пересечение коллективов и
претворение их в космос индивидуального познания, соединенного с
личностью. Поэты-конденсаторы какого то большого сознания. Орудие
их-слово-образ.
Что есть слово-образ?
Оно есть со-дружество смыслов, соединенных в одно, при чем каждый из
смыслов опять таки соединение множества мыслей (со-мыслие). B слово-образе
связаны бесконечные струи мыслительной жизни. в волну, переживаемую
индивидуально, как образ фантазии. Гении, в роде Гете, недаром осознают
мир фантазии собственной, как особого рода мыслительный организм, как
мышление высшего типа, как органику мысли.
Почтить память Блока поэта-найти смысл его Музы: нащупать сердце его
поэтического организма и пережить это сердце в биениях личной жизни его;
эта личная жизнь Музы Блока выражается в образе, как лик, как
индивидуальное имя. Лик, имя Музы поэта-конкретный разум его. Поэзия есть
философия конкретного разума.
Философия большого размаха, обратно,-поэзия; конкретная философия не
остается в пределах абстрактного мира; ее протянутость к жизни выражается
в лозунгах о том, что конкретная философия есть философия культуры; но
философия, культуры в свою очередь необъяснима без философии самой живой
культуры мысли в нас; так философия обусловливается культурой культур:
культурой сознания нашего, достигаемого в деятельном плавлении всего
нашего пережи-ваемого существа. Тут философия пересекается поэзией.
Поэзия по Гете есть "зрелая природа": не понятие о природе, a природа
понятия в природе переживаемого сознания- старая природа, по отношению
которой природа нас обставшего мира есть шлак, отплотнение ставшее некоего
кипящего становления; этот кипящий вулкан становлений, вулкан всей
природы-сознание наше.
Поэтическое и конкретно-философское сознание пересекаемы в "со" -знаниях
философа и поэта при условии, что это "со" переживается не как
механическое начало абстрактного синтеза, a некиим организмом, где "со"
есть "само", или "Selbst", к которому взывал Ницше, то самое Selbst,
которое в точном переводе на санскри